Головна сторінка » Блоги » Блог Malvert » Як святкували Масляну в 1898 році.

Як святкували Масляну в 1898 році.

18 Лютого 2015 13:42   Переглядів: 2135
Теги: масляна, вертіївка, свято, малинка, колодка
Подобається Рейтинг поста: 0
 
 Масляна, або Масниця — традиційне слов'янське свято, яке відзначається протягом тижня напередодні Великого посту. Сьогодні вона асоціюється з проводами зими, млинцями та колодкою. А яким було це свято 100 років тому?
Побачив і записав свої спостереження про святкування Масляної у селі Вертіївка, тоді ще Ніжинського повіту, український етнограф Олександр Малинка. Сам він був з містечка Мрин (тепер село Носівського району), а навчався в Ніжинській гімназії Безбородька. Свої спостереження він опублікував у петербурзькому “Етнографічному збірнику” за 1898 рік.

"Дни Масляницы отдельно не носят никаких особых названий. Вся сырная неделя называется «Масныцею». Ни игр, ни увеселений, ни песен, свойственных исключительно этому времени не существует, да и веселится некогда, так как много работы накопляется, и семена льняные конопли «товкты» на масло для наступающего поста, и белье стирать, так как «старые люде» говорят, что белье постиранное на сырной неделе, будет бело, как сыр; кроме того надо исполнять ежедневные хозяйственные работы.
Последний день масляницы — воскресенье называется «пущенем», «заговынами», «пущальным днем». Вечером «на пущене» приходят зятья с женами к тестю «заговлять»; приходят «сваты и свахи» (родные зятей) и ужинают вместе. За ужином подают вареники с сыром, молочную кашу, рыбу; выпьют с четвертыну водки да «тыкву вареной» («тыква» - кувшин с узким горлышком, «вареная» - горячий взвар на водке). Часам к 12 расходятся по домам; прощенья грехов друг у друга не просят, - этот обычай совсем не существует в Веркиевке. Эти пирушки на заговинах бывают только у тех, которые имеют молодых замужних дочерей, а остальные ужинают сами.
Всякая работа во все дни масленицы позволительна; только в среду нельзя прясть и шить, наевшись скоромного; если же не есть в этот день скоромной пищи, то можно и прясть и шить. В пятницу, и на масленой и в другое время года — никогда не прядут. Шить в пятницу сырную можно до тех пор, пока «не оскоромыся». Особенно опасным считается «кострычить» (прясть) тем, у кого есть скот, так как этот грех отзовется на домашних животных: «хоч кузка (черви) нападе на скот, хоч слиня бигтыме у скотини з рота», говорят веркиевцы; кроме того этот грех наказывается еще тем, что при сновании пряжи «будуть кластись харки» (ошибочно положенные при сновании нитки, которые во время тканьятолько мешают ткать). Если шить в среду или пятницу, то может родится слепым ребенок или что-нибудь из скота; если беременная женщина шьет в эти дни, то роды у нее будут трудны. В понедельник, пятницу и субботу «не золят платья» (белья); если же кому нужно сделать это, то должен выпить три ложки «золы» (щелок, в котором вываривается белье), так как при неисполнении этого условия на том свете придется пить гораздо больше этой золы.
Катания с горок на масленице в Веркиевке не бывает. Обыновенно, хотя и не исключительно, в это время, как наиболее удобное, объезжают молодых лошадей и бычков.

На масляной прицепляют «колодку». Собираются несколько девушек «из одного кутка» и завязывают одним концом веревки обрубок дерева, какой попадется, - сучковатый или обтесанный, большой или малый, - лишь бы потянули, это и есть «колодка». Одна или две девушки тянут колодку, а остальные несут — одна корзину, другая мешочек и т.д. Колодку тянут сначала в дом одной из участниц и с хихиканием привязывают к ноге хозяйке. «А ну-те дядино, тепер откупляйтесь!» - «Дядина» отцепляет колодку и дарит девушек сыром, маслом, яйцами, мукой. Девушки складывают полученное себе в корзины, мешки и отправляются к следующей подруге и т.д. Потом отправляются в хаты «парубкив», которые живут на одном с ними кутку, и гуляют на одних «вечорницях». Вечером в тот же или на следующий день дивчата собираются на вечерницы, варят из собранных припасов вареники, пекут блины, варят борщ, кашу, приготовляют рыбу. Парубки покупаю на свой счет водку, являются с ней на вечерницы и здесь начинается пир, что называется «пить складку». Эти «складки» бывают только там, где собирается много паробков и дивчат; если же соберется мало народу, то пиршество откладывается до «збирнойи суботы» (на первой неделе Великого поста».
По объяснению некоторых веркиевцев, масленица установлена для того, чтобы за 7 дней желудок человека мог совершенно очистится от мясной пищи, так как считается большим грехом, если в пост в желудке, будет хоть немного мясного.

В понедельник первой недели поста некоторые охотники «полощут зубы», т.е. допивают перед «сниданьем» водку, которая осталась от заговин; иные, не довольствуясь этим, «идуть полоскать зубы в шинок». «Полощут», впрочем, далеко не все, - одни только страстные любитель водки, и при том мужчины; бабы этого не делают. После этого водки уже нельзя пить в течение целой недели.
В понедельник бабы моют горячею водою всю посуду, чтобы на ней не оставалось ничего скоромного. В этот же день пекут «жыловныки», пресные коржи; их едят только в понедельник с буряковым квасом и хреном, и этим «закрепляются» на весь пост. «Жыловныкив» пекут много, остатки прячут и ими лечатся от разных болезней".
Додати в: